АКУСТИЧЕСКАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ

§ 6.1. Области применения акустических методов

при эксплуатации авиационной техники

Из известных акустических (ультразвуковых и звуковых) ме­тодов контроля деталей (ГОСТ 18353—73) в аэродромных ус­ловиях при эксплуатации авиационной техники широко применя­ют эх о-импульсный и импедансный методы. В отдельных случаях используют теневой или зеркально-теневой метод. Перспективны­ми являются методы акустической эмиссии и шумовибрационный.

Э X о-и м п у л ь с и ы й метод применяют для обнаружения трещин усталости на деталях и узлах, расположенных в трудно­доступных местах конструкции, выявления внутренних дефектов в сварных швах силовых узлов, в материале кожухов камер сго­рания и др.

Импедансный метод применяют для контроля клеевых соединений в конструкциях с сотовым наполнителем.

Ультразвуковой метод в ряде случаев оказался единственно возможным для эффективного решения сложных задач дефекто­скопического контроля деталей непосредственно на самолетах.

Для успешного применения эхо-импульсного метода необхо­димы следующие условия:

— наличие доступа на самолете для ввода ультразвука в кон­тролируемую зону детали;

— материал детали должен обладать упругими свойствами, быть однородным, с малым коэффициентом затухания;

— чистота обработки поверхности детали должна быть не менее V 5 независимо от наличия лакокрасочного покрытия (последнее при контроле не удаляется);

— радиусы скруглепий и галтелей в зонах, контролируемых поверхностными волнами, ДОЛЖНЫ быть НС менее 2Хпов, где Хпов — длина поверхностной волны.