АКУСТИЧЕСКАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ
§ 6.1. Области применения акустических методов
при эксплуатации авиационной техники
Из известных акустических (ультразвуковых и звуковых) методов контроля деталей (ГОСТ 18353—73) в аэродромных условиях при эксплуатации авиационной техники широко применяют эх о-импульсный и импедансный методы. В отдельных случаях используют теневой или зеркально-теневой метод. Перспективными являются методы акустической эмиссии и шумовибрационный.
Э X о-и м п у л ь с и ы й метод применяют для обнаружения трещин усталости на деталях и узлах, расположенных в труднодоступных местах конструкции, выявления внутренних дефектов в сварных швах силовых узлов, в материале кожухов камер сгорания и др.
Импедансный метод применяют для контроля клеевых соединений в конструкциях с сотовым наполнителем.
Ультразвуковой метод в ряде случаев оказался единственно возможным для эффективного решения сложных задач дефектоскопического контроля деталей непосредственно на самолетах.
Для успешного применения эхо-импульсного метода необходимы следующие условия:
— наличие доступа на самолете для ввода ультразвука в контролируемую зону детали;
— материал детали должен обладать упругими свойствами, быть однородным, с малым коэффициентом затухания;
— чистота обработки поверхности детали должна быть не менее V 5 независимо от наличия лакокрасочного покрытия (последнее при контроле не удаляется);
— радиусы скруглепий и галтелей в зонах, контролируемых поверхностными волнами, ДОЛЖНЫ быть НС менее 2Хпов, где Хпов — длина поверхностной волны.